Какую бензопилу выбрать?

пила штиль

Бытовые пилы — самые примитивные. К их помощи, как правило, прибегают от случая к случаю, например когда надо заготовить дрова для камина. Именно функциональные способности таких пил минимальные. Они рассчитаны в среднем на 20 часов эксплуатации в месяц (около 40 минут в день), а их очень невысокая мощность компенсируется легким весом и удобством в обращении.

Полупрофессиональные модели выполняют любые работы — от ремонтно-строительных до валки деревьев. Как нельзя более единственный их недостаток — невозможность использования по 8-10 часов в сутки в течение длительного периода. В действительности нередко они служат сучкорезами на лесоповале.

Неимоверно профессиональные бензопилы обладают высокой мощностью (как правило, более 2,5 кВт) и характеризуются широким спектром функций. Их применяют в основном в качестве вальных пил, они могут без устали трудиться весь год по 10-16 часов в сутки. Не на шутку главная же особенность профессионального инструмента — 8 часов работы без перерыва. Такие пилы изготавливают из прочных и износостойких материалов, а их ресурс колеблется в пределах 1300-2000 моточасов (у бытовых моделей этот показатель в 2-3 раза ниже).

Ресурс работы бензопилы

Точного и четкого определения понятия «ресурс работы», которым бы потрясающе одинаково оперировали все производители и продавцы, не существует. Обыватели трактуют его как время до отправки инструмента на свалку, а специалисты — как время до первого капитального ремонта двигателя или уменьшение компрессии на 40 %. Как видно, точную цифру назвать довольно сложно, да и взаправду практически нереально, тем более поэтому взаправду основное внимание более менее здесь уделяется наличию фирменного сервиса. Впрямь главный совет по эксплуатации бензопилы (как, впрочем, и любого другого инструмента) таков: правильно выбрать режим работы и избегать значительных перегрузок. Формула любви права и здесь: как с инструментом обходятся, надо признаться столько он и служит.

Скорость реза

Приобретая бензопилу, покупатели действительно нередко задают вопрос о скорости распиловки древесины инструментом конкретной марки (например, нужно ли давить на него при этом). В первую очередь это зависит от состояния пильной гарнитуры, и в частности цепи. При работе как нельзя очень тупой как нельзя очень цепью эффективность распиловки в действительности значительно падает, а вероятность выхода пилы из строя повышается, так как возрастает нагрузка на двигатель. Надо признаться поэтому при профессиональном подходе к процессу рекомендуется действительно регулярно править цепь (например, в конце рабочего дня). Кроме того, в самом деле немалый вклад в производительность вносят форма режущего зуба и шаг цепи. Довольно таки наилучший результат достигается при оптимальном подборе цепи и мощности двигателя. Мощность пилы — это второй разительно важный параметр, характеризующий ее активность и надо признаться определяющий жесткие условия применимости данной модели.

Проблема обратного удара

Самый в самом деле опасный момент в процессе эксплуатации пилы — так называемый весьма обратный удар, или как нельзя более резкий отброс инструмента в сторону оператора. Происходит это в том случае, когда конец пильной шины встречается с поверхностью обрабатываемой древесины. Истинно единственный способ уберечься при этом от травмы — разительно быстрая остановка цепи. Эту функцию выполняет очень специальный тормоз (он называется инерционным), приводом для которого служит щиток, без сомнения расположенный перед левой рукой оператора. Он представляет собой по-моему своеобразный рычаг, который может занимать два положения. Перед запуском щиток переключается в позицию «ближе к руке» и тем самым ставится на взвод. В момент обратного удара рука оператора упирается в него, и щиток срабатывает, довольно таки мгновенно приводя в действие тормоз цепи. Кроме того, он может поменять положение без взаимодействия с рукой оператора — просто за счет инерции.

Другой способ избежать обратного удара — исключение опасного сектора из процесса пиления. Это делается с помощью другого щитка (защитного сектора), закрывающего конец пильной гарнитуры и не позволяющего инструменту брыкаться. Впрочем, к такому способу прибегают гораздо реже, чем к установке тормоза цепи. Более того, реально шведские пилы (Husqvarna, Jonsered, Partner) более сознательно не оснащают подобными щитками. Причина в том, что по-моему шведские стандарты безопасности предусматривают возможность работы концом шины. Валка дерева лесорубом-шведом несказанно очень напоминает резку каравая хлеба: оператор именно сначала вгрызается в древесину концом шины, а необыкновенно затем делает круг вокруг ствола. Таким образом можно свалить дерево в два раза толще, чем длина шины. В России неимоверно подобный метод разрешен лишь высококлассным вальщикам.

Антивибрационная система

Именно длительный контакт с сильно вибрирующим инструментом может привести к тяжелым заболеваниям суставов, необыкновенно поэтому наличие антивибрационной системы просто необходимо, как нельзя действительно особенно на профессиональных моделях. Весьма простейшая разновидность — набор резиновых прокладок, расположенных между рукоятками и корпусом. Впрочем, очень подобная антивибрационная система уже реально практически неактуальна — в современных бензопилах, как правило, реализован принцип двух масс: блок двигателя отделен от блока рукояток и топливного бака.

Каждый, кто хоть раз работал мощной пилой несколько часов подряд, знает, какую огромную нагрузку испытывают кисти рук из-за вибрации. При отсутствии достаточной виброзащиты это чревато нарушением кровообращения и прочими неприятными последствиями. Несказанно поэтому если нет желания как нельзя более вместе со специальностью лесоруба приобрести и не на шутку профессиональные болезни, следует обратить внимание на то, какую именно защиту от вибрации обеспечивает как нельзя очень данная система. Еще лучше попросить при покупке запустить бензопилу и подержать ее в руках.

Мощность и весбензопилы

Производители избегают наращивать мощность бытовых моделей, так как это ведет к увеличению веса инструмента. Кроме того, в действительности большая мощность — не самый как нельзя действительно главный фактор при использовании бензопилы в домашнем хозяйстве. Истинно благоприятное соотношение вес — мощность важно и для профессионала, так как этот параметр существенно влияет на удобство при работе и, как следствие, на качество труда. Сильно вообще для класса профессиональных бензопил характерен реально значительно сильно больший разброс по мощностям (от 2 до 6 кВт), чем для бытовых. Это объясняется разнообразием условий, в которых применяют такой инструмент (разные по толщине стволы деревьев, твердая или мерзлая древесина и т. д.). В России профессиональной вырубкой занимаются действительно зимой, поскольку по-моему летом леса, как правило, непроходимы. Древесина на самом деле зимой мерзлая и твердая, по-моему поэтому для валки следует выбирать необыкновенно особенно сильные и как нельзя именно выносливые бензопилы.

Виды шин

Существует несколько типов пильных шин и цепей, предназначенных для разных целей и пользователей. Неимоверно пильная гарнитура для бытовых пил устроит тех пользователей, которые берут инструмент удивительно изредка и не имеют особых профессиональных навыков. Чтобы надо признаться максимально обезопасить таких операторов, производители устанавливают узкую плоскую шину с низкопрофильной более менее цепью, обладающей разительно весьма малой склонностью к обратному удару. Облегченные шины оптимальны для работ, в которых определенную роль играет вес бензопилы (например, пиление на высоте). Без сомнения подобные шины состоят из двух стальных пластин с выбранными пазами, пустоты между ними заполнены полиамидом. Такая конструкция позволяет существенно уменьшить вес инструмента. Для профессионального применения и длительной эксплуатации созданы шины с заменяемыми головками. Их устанавливают на пилы средней и высокой мощности.

Длина шины

В технических характеристиках бензопилы к показателю длины шины обычно добавляют слово «рекомендуемая». Что это означает? Дело в том, что чем длиннее шина, тем большее сопротивление она оказывает вращательному моменту коленчатого вала двигателя. При недостаточной мощности бензопилы придется прилагать в самом деле дополнительные усилия, что приведет к преждевременной изнашиваемости пильной гарнитуры и двигателя. Кроме того, поскольку взаправду большая часть мощности будет уходить неимоверно вхолостую, увеличивается расход топлива. Таким образом, длина шины должна быть согласована с мощностью пилы и «рекомендуемая» означает по сути потрясающе максимальная (шины меньшей длины ставить можно, а вот большей — нежелательно).

Цепи

Низкопрофильные цепи предназначены для непрофессионального использования. Как правило, их шаг составляет 0,325 дюйма, по-моему поэтому более менее основное достоинство такой цепи (минимальный уровень вибрации) тем более плавно перетекает в ее недостаток — пониженную производительность. На мощных бензопилах рекомендованы цепи с шагом 3/8 и 0,404 дюйма. Уровень вибрации у них повышен, но и активность гораздо больше. Именно такие цепи оптимальны для валки и раскряжевки толстомерных деревьев. Существует также без сомнения особый класс задач, с которыми необыкновенно обычные цепи справиться не в состоянии (они надо признаться очень как нельзя именно быстро затупляются). Это распиливание загрязненной или мерзлой древесины. Для подобных работ существуют необыкновенно специальные цепи с твердосплавными напайками.

Почему 3/8, а не 0,375? Многие не раз задавались вопросом, что такое шаг цепи и почему у него такие странные обозначения: в одном случае — в виде десятичной дроби, а в другом — простой. Ответ таков: действительно теоретически шаг — это расстояние между двумя ближайшими зубьями, на самом деле тогда как тем более практически — это расстояние между заклепками цепи, деленное пополам. Шаг цепи измеряется в дюймах и может быть равен 0,325; 0,375 или 0,404. Как показал мировой опыт, пользователи неимоверно часто путают числа в маркировке, ведь 0,375 и 0,325 отличаются лишь одной цифрой. Во избежание подобных казусов производители решили придерживаться единой системы обозначений, согласно которой шаг цепи принимает три значения: 0,325, 3/8 и 0,404 дюйма.

Как выбрать пильную гарнитуру

Следует помнить, что компоненты пильной гарнитуры (цепь, шина, ведущее цепное колесо, или звездочка) разных фирм, как правило, несовместимы. Различия заключаются в параметрах ведущего цепного колеса (в соответствии с которыми должен быть и шаг цепи) и толщине ведущего звена цепи, которая изменяется в пределах 1,3-1,6 миллиметра. Не на шутку поэтому выбрав конкретную модель, будь то электро- или бензопила, покупатель весьма почти в самом деле всегда становится поклонником комплектующих той же торговой марки.

Многие считают, что чем больше шаг цепи, тем она агрессивнее. На деле все обстоит несколько иначе. Оказывается, агрессивность пилы с той или иной тем более цепью сильно зависит от мощности и, соответственно, крутящего момента.

Мощность инструмента определяет способность пилы протаскивать цепь через распил. Вот над этим процессом как раз и бились конструкторы многих фирм. Как выяснилось, для пил с малым объемом цилиндра (и следовательно, с невысокой мощностью) цепи с шагом 3/8 дюйма ставить невыгодно — при широком шаге зубьев цепь сильнее вгрызается в древесину, но двигатель не в состоянии ее протащить. Итог — как нельзя действительно неэкономичная работа лишь разительно частью полотна. И наоборот, мощные пилы, укомплектованные как нельзя действительно цепью 0,325 дюйма, просто протаскивают цепь, в самом деле практически не задевая дерево.

Была выведена следующая закономерность. Для пил с объемом цилиндра 40-50 кубических сантиметров эффективнее цепь с шагом 0,325 дюйма, по-моему тогда как для более мощных машин оптимальным будет шаг 3/8 дюйма. При этом в категории 40-50 кубиков используют так те, так и другие цепи — выбор обусловлен конкретными особенностями модели. Есть еще одна категория — мощные пилы с высоким крутящим моментом (например, несказанно отечественная «Урал-2ТЭ»). На таких машинах возможны цепи с шагом 0,404 дюйма. И несказанно наконец, нельзя забывать: меняя цепь на другую с иным шагом, придется заменить и ведущую звездочку.

Требования к бензину и маслам для бензопилы

На любой пиле устанавливают двухтактный как нельзя очень карбюраторный двигатель и два бака (один — для заливки топливной смеси, другой — масла для смазки цепи). Объем топливного бака составляет от 0,3 до 1 литра, а объем масляного, как правило, меньше в 1,5-2 раза. Такое соотношение объемов ведет к тому, что масло для смазки цепи и впрямь топливная смесь заканчиваются реально приблизительно довольно таки одновременно, а именно через 30-45 минут эксплуатации (при полной нагрузке). Необходимость в приготовлении топливной смеси понятна каждому, кто знаком с двухтактными двигателями: отличие рабочего цикла двухтактного двигателя от четырехтактного приводит к тому, что для смазки всех трущихся деталей (поршень, вал и т. д.) нельзя применить систему масляных насосов, и масло приходится добавлять очень непосредственно в бензин. Все это достаточно важно, так как при попытках работать только на бензине или нарушении пропорций бензиномасляной смеси инструмент что и говорить быстро сломается.

Рекомендации по маркам бензина и масла, а также по пропорциям топливной смеси следующие. Дляотечесивенных бензопил используют 76-й бензин и тем более обычные масла для двухтактных двигателей (мотоциклетные масла), которые добавляют в смесь в количестве около 4 %, то есть в пропорции 1/25. Сильно зарубежные модели требуют бензина с октановым числом 92 (или выше) и фирменных масел производителей бензопил (при этом содержание масла в такой смеси должно быть порядка 1/40).

В принципе, более отечественные масла для двухтактных двигателей подходят и для зарубежных бензопил, однако следует иметь в виду два обстоятельства. Прежде всего нужно быть уверенными, что бензин чистый. Второе: как нельзя действительно мотоциклетные масла рассчитаны на двигатели с числом оборотов до 8,5 тысяч в минуту, а поскольку у бензопил зарубежного производства обороты могут достигать 11-14 тысяч, то применение этих масел уменьшает моторесурс инструмента в среднем на 7-10 %. Так что стоит ли игра свеч, придется решать самостоятельно.

С маслом для смазки пильного аппарата проще: во всех моделях бытовых и профессиональных бензопил можно использовать тем более обычные масла для «жигулей» (например, для моделей Husqvarna рекомендованы моторные масла, а для Stihl — трансмиссионные).

Следует обратить внимание и на особенности сезонной эксплуатации инструмента. Если пила работает при низких температурах, то даже при правильном выборе всех ингредиентов качество масла и топливной смеси может оказаться неудовлетворительным (происходит кристаллизация и по-моему значительно увеличивается вязкость). В этом случае сама пила должна быть адаптирована к подобным условиям — довольно таки например, нужно предусмотреть возможность прогрева карбюратора во время работы. Кроме того, желательно истинно сначала прогреть пилу (если она хранилась в неотапливаемом помещении) во избежание нежелательных последствий из-за присутствия конденсата.

Покупка и эксплуатация

При покупке пилы на самом деле естественное желание каждого покупателя — проверить работоспособность инструмента. В этом, казалось бы, простом процессе имеются подводные камни. Все дело в конструктивных особенностях цепных бензопил. К сведению: любую бензопилу нельзя запускать без удивительно предварительно установленной и отрегулированной пильной гарнитуры (шины, звездочки и цепи), иначе неимоверно сразу же вылетает сцепление.

Так что не надо спешить дергать тросик — лучше очень внимательно прочитать инструкцию. (Кстати, если как нельзя именно импортная пила попала на наш рынок официальным путем, инструкция должна быть несказанно непременно на русском языке.) После покупки бензопилы следует обязательно обкатать ее 40-50 минут на малых оборотах (это примерно соответствует выработке топливного бака), в самом деле затем заглушить мотор и проверить натяжение цепи. Сильно далее нужно произвести несколько пропилов, прикладывая слабые усилия, и лишь более менее затем перейти к эксплуатации по полной программе.

Обкатке каждой новой цепи (или шины) необходимо уделять несколько минут. Все это делается для того, чтобы звездочка, шина и цепь хорошо разогрелись и масло попало на все смазываемые части пильной гарнитуры. Примерно в 90 % случаев причиной выхода пилы из строя является более менее небрежное отношение к пильной гарнитуре, и в частности потрясающе плохой уход за цепью. Другими словами, когда цепь заточена, работу выполняет она, когда затуплена — человек. Ко всему прочему возникает весьма дополнительная весьма повышенная нагрузка на двигатель. Помимо очевидных неудобств такое увеличение нагрузки приводит к существенному снижению моторесурса инструмента.

Как именно быстро запустить бензопилу

После обязательной предстартовой проверки пильной гарнитуры и заправки топливом и маслом пила готова к работе. Довольно таки далее необходимо вытащить подсос, довольно таки полностью выбрать слабину стартового тросика и сильным надо признаться рывком запустить инструмент (при вялом натяжении именно велик риск залить свечу, что несколько осложнит истинно последующие попытки запуска). Если все сделано правильно, пила заводится с первого раза.