Маркетри – деревянная мозаика

маркетри

Какие бы новые материалы не создавались сегодня, дерево всегда было и будет самым любимым и популярным отделочным материалом при оформлении жилых помещений. В интерьере дерево может быть задействовано практически во всех аспектах – потолок, пол, стены, окна, двери, мебель, элементы декора. Достоинства натуральной древесины можно перечислять очень долго. Однако она замечательна еще и своим многообразием. Орех и дуб, береза и ясень, можжевельник и вишня, венге и красное дерево, а также многие другие породы деревьев используются сегодня в качестве отделочного материала.

Конечно, можно приобрести мебель, сделанную полностью из карельской березы или отделать стены панелями из ореха, правда, это достаточно дорогое удовольствие, которое не все могут себе позволить. Однако существует замечательный старинный способ, как создать изысканный интерьер, используя простые, а значит и значительно более дешевые, породы древесины.

Сделать это можно с помощью маркетри. Данное название походит от французского слова marqueterie, которое означает «мозаика». Принцип маркетри состоит в наклеивании пластинок из ценных пород древесины на основу, представляющую собой простое дерево. Толщина пластинок составляет 1 – 3 мм, при этом они имеют разную текстуру и цветовую гамму. В результате создаются необыкновенной красоты мозаичные рисунки из тонких деревянных пластинок.

Техника маркетри насчитывает уже несколько тысячелетий, поскольку предметы с вставками из древесины черного дерева и кедра были найдены в гробницах египетских фараонов. Не обошла стороной техника маркетри Древнюю Грецию и Рим, а эпоха Возрождения стала временем настоящего расцвета деревянной мозаики. Станок, который изобрели в это время, позволял получать пиленый шпон в достаточном количестве, и началось массовое облицовывание предметов мебели из недорогой древесины шпоном красного, черного дерева и других ценных пород. Мастера эпохи Возрождения применяли для облицовки около сотни видов древесины. Благодаря богатству цветовых оттенков и разнообразию фактуры, создавались композиции необыкновенной сложности и красоты.

По свидетельству римского историка и писателя I века н.э. Плиния Старшего, уже в Древней Греции и Риме мебель из простого дерева покрывали тонкими дощечками дорогого дерева.
В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации (от латинского incrustation – «покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором») – техники украшения поверхности изделий врезанными изображениями или орнаментами из более ценного материала: полудрагоценных камней, перламутра, дерева, металла и проч.
Интарсия – это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород.

После изобретения в 1562 году лобзика с деревянной рамкой-держателем мастера стали склеивать между собой пластины из цветной фанеры и выпиливать одновременно и рисунок, и основу. Появление маркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. этого станка для производства пиленого шпона.

маркетри

С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева). В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.
В Италии расцвет интарсии приходится на XV век, в Германии и Франции – на XVI век.Наивысшего расцвета техника маркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели . Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности. Немаловажную роль в развитии маркетри сыграл французский мебельщик Андре Шарль Буль (1642 — 1732), обогативший маркетри применением наряду со шпоном ценных пород древесины, вставок из латуни, меди, слоновой кости, панциря черепахи, перламутра.
Техника Буля заключалась в том, что наложенные одна на другую и зажатые в тисках пластинки из разных материалов (например, металла и панциря черепахи) по нанесенному на верхнюю пластинку рисунку распиливали лобзиком или разрезали ножом. Соединяя элементы рисунка, вырезанные из верхней пластинки, с элементами фона, вырезанными из нижней пластинки, Буль получал изящные переплетающиеся узоры из блестящего металла на фоне черепахового панциря.
Техника инкрустации медью и оловом по панцирю черепахи даже получила название «техники Буль». Мастер склеивал пластины черепахи и меди, выпиливал намеченный рисунок, после чего в фон черепахи вставлял медный узор, а в медный фон – черепаховый узор. Таким образом, все детали совпадали, и, кроме того, получалось безотходное производство.
Будучи талантливым архитектором, художником и гравером, Буль проектировал мебель и выполнял все операции, связанные с ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля, в которой работали и четыре его сына, со временем выросла в крупное мебельное предприятие, выпускавшее мебель в так называемом стиле Буль. Эта мебель — крупные шкафы, комоды, декоративные столики, подставки и футляры для часов и др., отличающаяся строгой величавостью форм, богатством и безукоризненным качеством отделки, бережно хранится во многих музеях мира. В собрании Эрмитажа хранится шкаф, традиционно атрибутируемый Булю.

маркетри
Вслед за Булем во Франции работали выдающиеся мастера маркетри Жан Франсуа Эбен и Жан Анри Ризенер, которые использовали в наборах экзотические породы древесины — красное, розовое и фиалковое дерево , амарант, палисандр, пальму, лимонное дерево и т. д.
В Германии в конце XVIII в. прославился безукоризненной техникой мозаичных наборов Давид Рентген, который выполнял не только наборы, украшавшие мебель , но и декоративные настенные панно.
По художественной выразительности эти панно соперничают с живописными полотнами. Мозаика из дерева обладает высокими декоративными качествами. Теплотой цвета, богатейшим природным рисунком, мягкими благородными тонами древесины она приковывает внимание людей, доставляя большое эстетическое наслаждение.

Одно из интересных и удивительных свойств картин заключается в том, что, когда смотришь на картину под разными углами, то каждый раз картина раскрывается по-новому, словно голографическая. Поэтому картины не «приедаются».

Маркетри – деревянная мозаика

В XVIII веке техника маркетри дошла до России. Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II. При декорировании большей части мебели в Зимнем дворце, художники использовали технику маркетри. Наиболее распространенными сюжетами декора становятся различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, библейские мотивы, пейзажи, жанровые сценки. Для придания работам большей живописности, мастера начали использовать такие приемы как поджиг, подкрашивание, гравировка, протравливание. Наборной мозаикой украшали пол, двери, различные по форме и размерам столики, комоды, шкафчики. Именно благодаря выдающимся русским мастерам, которые создавали высокохудожественные произведения живописи, техника маркетри стала настоящим искусством. Прекрасные работы известных русских художников сохранились до сих пор и находятся в государственных музеях.

Период расцвета техники маркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства.
Кроме цветов, натюрмортов и орнаментов, в некоторых наборных панно на этой мебели запечатлены виды Петербурга, и даже виды некоторых имений российских дворян: например, на столешнице работы Никифора Васильева, крепостного мастера графа П.Б. Шереметева, представлен вид его имения в Кускове. Это – пример тончайшей наборной работы, выполняя которую, мастер, если верить преданию, ослеп.

Маркетри – деревянная мозаика

В последнее время техника маркетри обретает былую популярность и это вполне объяснимо. Мебель, облицованная маркетри, выглядит очень стильно и красиво, но при этом стоит дешевле той, которая полностью изготовлена из массива древесины. Кроме того, техника маркетри позволяет каждый предмет мебельного гарнитура сделать уникальным. Даже если при декорировании набора мебели применялся один и тот же рисунок или узор, все равно за счет разнообразия цветовой гаммы используемого шпона, каждый предмет будет иметь совершенно неповторимый вид. Сегодня с помощью наборной мозаики можно облицовывать не только мебель, но и создавать удивительной красоты панно и картины, стеновые панели, двери, витражи.

Маркетри – деревянная мозаика

Современные мастера, занимающиеся деревянной мозаикой, могут выполнить любую композицию и изобразить любой узор или сюжет. Для создания картины необходимо сделать предварительный эскиз, после чего, увеличив его до нужных размеров, перенести на миллиметровую бумагу. После этого художник растушевывает рисунок на светлые и темные детали, а затем, учитывая оттенки, тщательно подбирает соответствующий шпон. Готовый макет со всеми деталями переносится на листы шпона. Основным критерием при создании рисунков является оттенок древесины, а не ее сорт. Выполняя картину техникой маркетри, мастер большинство элементов вырезает ножом вручную. Детали, полностью подготовленные, собирают в рисунок, склеивая между собой с лицевой стороны особым скотчем. После чего картинку выравнивают и наклеивают на декорируемую поверхность.

Маркетри – деревянная мозаика

Невозможно не восхищаться творениями современных художников, которые создают совершенно уникальные произведения, используя технику маркетри. Любой из нас, увидев эту красоту, обязательно захочет созерцать ее постоянно в своем доме или квартире.

маркетри

При изготовлении картины художник сначала делает эскиз, потом масштабирует его под требования готового изделия, переносит на миллиметровку, растушевывает на более темные и светлые детали и каждому полутону подбирает свой шпон. Критерием в этом случае выступает уже не сорт древесины, а ее тон и направленность (рисунок) волокон. Кстати, набор шпона может быть простым (волокна древесины в соседних деталях параллельны друг другу) или фигурным, когда волокна создают свой собственный геометрический рисунок.

Следующий шаг – это перенос деталей готового макета на листы шпона. При этом сначала делается основной фон, в который затем врезаются более мелкие детали. В подавляющем большинстве случаев элементы рисунков в изделиях, выполненных в технике маркетри, вырезаются вручную ножом. Причем существует серьезная разница между вырезанием деталей из шпона твердых и шпона хрупких пород древесины, между вырезанием простых геометрических фигур и произвольных кривых. Например, чтобы скрыть стыки деталей кромки шпона обрабатываются не под прямым углом, а с небольшим наклоном. Ну, а когда все детали выпилены, их собирают в набор, склеивая специальным скотчем лицевые стороны, выравнивают до идеально гладкого состояния и наклеивают на основу.

маркетри

Источник: Дизайн и ремонт квартир .