История становления русской мебели

сундук

Еще не так давно наши экономные бабушки и дедушки бережно хранили наследие прошлого – огромные рундуки, вычурные буфеты, половички-занавесочки, да и просто функциональные предметы народного промысла.

Народные промыслы существуют и сейчас, однако подобные предметы утратили функциональность и выполняют в основном декоративную функцию.

В наше время образцов такого рода старины в наших многоэтажных скворечниках практически не осталось – их вытеснила практичная и удобная корпусная мебель, которая, к тому же, легко разбирается и весит намного меньше – это очень актуально при попытке занести тот же старинный шифоньер на пятый этаж без грузового лифта.

мебель

Русские корни мебельного искусства интересуют не только исследователей, некоторые производители мебели стилизуют свои изделия под русскую старину, как, впрочем, и производители других стран – в Европе это «фолк», американцы свою стилизацию старины именуют «кантри». Характерной чертой этих направлений является упор на народные мотивы в отделке мебели, как, примеру, основой для нашей мебельной старины является убранство русской избы, обыкновенная крестьянская мебель.

мебель

Крестьянская мебель неразрывно связана с городскими образцами русской мебели, прообразом которых служили европейские столы, шкафы, лавки, сундуки и т.д. К примеру, ХVII век ознаменовался огромным влиянием немецких мебельных мастеров на стиль и форму русской городской мебели. Конечно же, российское крестьянство, отправляясь на заработки в город, привозило из города в родное село не только материальные предметы, но и свежие идеи, подсмотренные у своих горожан, в том числе это касается и мебели. Естественно, передать идеи профессионального городского мебельшика в собственном изделии крестьянину было не по силам, имели место упрощения в конструкции, решения, направленные на удешевление мебели… Таким образом формировалась самобытная крестьянская мебель, которая не устает поражать нас до сих пор своей надежностью и красотой.

Со временем сформировалась настолько самобытная и статичная культура мебели, что порой возникают проблемы с датировкой производства мебели по внешнему виду – секреты мебельного искусства передавались от отца к сыну, и некоторое время оставались неизменными. Особенно это справедливо для поселений староверов – их культура статична, и мебель на протяжении нескольких поколений практически не менялась.

Материалом для русской сельской местности служили недорогие породы древесины, такие, как сосна, ель, береза, дуб, осина, липа, лиственница… Материал мебели, конечно же, различается в зависимости от региона, в котором сделана мебель – естественно, что за тридевять земель за лесом никто не ездил. Так, например, на севере России преобладала мебель из хвойных пород дерева, в остальных регионах тоже особого выбора перед мастерами-мебельщиками не стояло – использовали в работе ту древесину, источник которой находился ближе к деревне.

мебель

Однако не Европой единой ограничивается влияние на русские мебельные традиции – к примеру, такой распространенный на Руси предмет мебели, как сундук, начинает встречаться еще среди мебели Древнего Египта, и ведет свою историю именно оттуда. По египетским канонам этот предмет мебели выпускался практически до ХIII века, когда на замену протосундуку, представляющему собой изделие из цельного массива древесины, пришел сундук из планок, сбитых между собой. Таким образом, сундук стал намного доступнее народным массам, и вскоре появилось множество модификаций этого предмета – народная фантазия комбинировала сундук с кроватью, появились денежные сундуки – своего рода старинные сейфы, а так же разные модификации сундука для хранения посуды, одежды и прочей утвари.

К сундуку на Руси сложилось отношение как к основному предмету мебели в избе, без которого невозможно представить существование обыкновенной крестьянской семьи.

Кроме сундука в старинной русской избе, конечно же, обязательно присутствовал и такой предмет мебели, как стол – естественно, без него невозможен ни прием пищи, ни вечерние посиделки при свете лучины… Стол тоже ведет свою историю из Древнего Египта, ставшего родиной многих мебельных концептов. Египетский стол был значительно ниже, однако более-менее современные пропорции стол приобрел еще во времена античности.

В русской традиции стол принимал разные формы, подчас настолько причудливые, что и представить себе сложно. Примером такой концепции может служить карельский свадебный стол, в конструкцию которого были включены лыжи. Использовался этот стол единожды – во время свадебной церемонии, а затем невеста оттаскивала стол в сарай (вот зачем нужны были лыжи), где он и хранился все время, пока существовали брачные узы. Конечно же, еще в стародавние времена существовали две основные разновидности стола – обеденный и кухонный.

Еще одна интересная мебельная форма Руси – поставец – служила своего рода сервантом, однако хранились там в основном вещи, имеющие культурную ценность, а так же разного рода семейные реликвии…

Логическим продолжением этой мебельной формы стал привычный нам буфет – в нем крестьянская семья хранила обыденные предметы, использующиеся довольно часто, и не имеющие культурной или ритуальной ценности. Казалось бы, буфет – он и есть буфет, однако народ приспосабливал мебель под отдельно взятую избу, отличающуюся не только геометрией, но и количеством проживающих в ней людей, да и достаток в семье был самый различный, поэтому формы и размеры буфетов в итоге получались самыми разнообразными, от вытянутых в высоту до низких и длинных буфетов.

К концу ХIХ века в крестьянском обиходе начинают появляться гардеробы, которые служат для хранения разного рода белья – нательного, столового и спального… Эта мебельная форма не прижилась в высшем свете, однако с радостью была принята городским населением, откуда вскоре перекочевала и в русские деревни. Этот предмет мебели был достаточно унифицированным, основное различие в конструкции – опциональная цокольная часть с ящиками.

мебель