Деревянные лодки Карелии

лодка кижанка

Ежегодно на остров Кижи приезжают сотни туристов, чтобы понаблюдать за традиционной парусной регатой. Соревнования проводятся восьмой год подряд и в них принимают участие команды из разных городов России.
Основной и самой популярной в регате является гонка на старинных лодках-кижанках. Эти суда обладают весьма оригинальной конструкцией и отличными судоходными качествами.

Жители Кижского прихода славились как опытные лодочники. Секреты строительства кнжанок были известны многим, но заказы получали мастера, имевшие славу среди односельчан.

лодка кижанка

У местного населения, жившего по берегам крупных озер, сформировались особые типы судов — «кижанка» и «сойма», которые использовались для рыболовного промысла и перевозки грузов. Благодаря особенностям строения носовой части, они легко рассекали волны. Даже в ненастную погоду на кижанке, оснащенной парусами и рулем, можно было пересечь Онего-батюшку. Длина кижанки в среднем составляла 4-6 метров, соймы — 7-10 метров. Местные владельцы судов, в основном, занимались перевозкой грузов по Онежскому озеру, но нередко отправлялись с товарами и дальше по реке Свирь в Кронштадт и Петербург. На продажу вывозили масло, рыбу, скот, дичь, а в Зонежье везли муку, соль, крупу и колониальный товар. Ежегодный доход от торговли и перевозки грузов в конце XIX в. для Заонежских сойм составлял до 30 рублей, для кижанок — 10 — 15 рублей.
Строительство лодки-кижанки обычно проходило на сарае дома, где жил мастер. Здесь имелись все необходимые приспособления и инструменты, а также запас материалов и заготовок. Убранство домашней мастерской и процесс шитья лодки остаются неизменными по сей день.
К строительству приступали обычно ранней осенью или весной. В первую очередь в лесу искали основу для кокоры-штевня. Именно кокора придает кижанке ее неповторимый и запоминающийся силуэт. По манере обработки выступающего над линией борта корня можно было определить мастера -строителя. Начинали строительство с подготовки матики — киля будущей лодки, затем наращивали набои — доски обшивки, «сшивая» их медными гвоздями, укладывали опруги — шпангоуты.
Хороший мастер из заранее заготовленного материала мог построить лодку за две недели, а с опытным помощником — за несколько дней. В течение года мастер делал в среднем 15 лодок. С 30-х годов XX века кустарное производство перешло в государственные мастерские. В 40-60-e гг. Волкостровская судостроительная мастерская снабжала всю округу ботами, соймами, кижанками.

лодка кижанка