Биодинамическое земледелие

земледелие

Биодинамический метод ведения сельского хозяйства возник, на основе советов и инструкций, которые Рудольф Штейнер дал группе фермеров и садоводов в последние годы своей жизни.

Д-р Штейнер (1861-1925) известен, как основатель «Антропософии» («мудрость человека» — греч.), философского направления, которое рассматривает духовную сущность человека и окружающего его мира, с научной точки зрения.

Такой подход может оказать существенную помощь в решении культурных и экономических проблем, а также, в поисках ответа на фундаментальные вопросы человеческой жизни.

Те фермеры и садоводы, которые, после 1-ой мировой войны, обратились к д-ру Штейнеру, отдавали себе отчёт в том, что их продукция постепенно теряет своё качество и питательную ценность.

Данные им советы вылились в серию из восьми лекций, прочитанных Штейнером в июне 1924 года в Кобервице (Силезия).

В течение последующих сорока лет биодинамический метод использовался, главным образом, в странах, обладающих высокоразвитой системой земледелия, таких, как Англия, ряд стран Северо-Западной и Центральной Европы, и в Северной Америке.

Однако, постепенно, он распространяется и на другие регионы.

Название «биодинамический» указывает на специфику принципов, положенных в основу этого метода.

Этот термин возник из двух греческих слов: «биос» — жизнь и «динамический» — находящийся в процессе движения, изменения.

Работа с живыми растениями, растущими на почве, полной жизни, предполагает воздействие, главным образом, на первичные процессы, формирующие и поддерживающие жизнь, а не на составляющие её кирпичики материи.

Последними также нельзя пренебрегать, но они должны быть поняты в их отношении к организму, как таковому.

Растения тесно связаны со своей средой

Рассматривая всю совокупность явлений природы, к которой принадлежит и человек, поскольку он биологическое существо, мы отмечаем различные степени независимости организмов от окружающей их среды.

В частности, человек, как известно, создаёт защиту для своего тела от жары, холода и других внешних воздействий.

В своих физиологических функциях он почти не зависим от среды, но, отнюдь не полностью.

В его организме существуют ритмы, которые следуют дневным, месячным и иным ритмам природы.

Его собственные ритмы не всегда могут абсолютно совпадать с природными, но они возникают и длятся в тех же временных границах.

Животные, особенно дикие, в гораздо большей степени зависят от среды обитания.

Экологические исследования дают достаточно много интересных примеров этой зависимости.

И, наконец, растения — их прорастание, рост, созревание и плодоношение целиком зависят от земных и космических факторов, что одинаково верно по отношению и к отдельному растению, и к их сообществу.

Эти факторы включают в себя почву, атмосферу, сообщества взаимонеобходимых ползающих и летающих насекомых, птиц, червей, грызунов и т.д.

Сюда относятся также свет, тепло и различные формы космической радиации.

Кроме того, каждое растение взаимодействует с другими растениями того же или иных видов, растущими рядом.

В природе, не тронутой человеком, каждый участок земли создаёт своё собственное специфическое сообщество растений.

Какие растения и в каком количестве будут входить в него, зависит от всего комплекса факторов роста в данной среде обитания.

Хотя, человек сориентирован, в первую очередь, на то, чтобы выращивать те растения, которые ему нужны в утилитарных, практических целях, всё же, надёжный метод ведения фермерского и садового хозяйства должен начинаться с формирования здоровой среды обитания, если мы хотим, чтобы растения хорошо росли и имели высокую питательную ценность.

Вот почему биодинамический метод ставит перед собой цель — создать сад или ферму, как единый организм.

Известно, что организм состоит из органов, каждый из которых имеет специфическую функцию.

Если один из них — болен, другие также страдают.

Активность одного отдельного органа должна находиться в оптимальном отношении к активности других.

Эта концепция — полностью применима к биодинамическому саду или ферме.

Конечно, следует иметь в виду, что полное достижение этой цели, в большинстве случаев, невозможно.

Но это не мешает нам пытаться приблизиться к ней, как можно ближе.

Арсенал биодинамических средств

Существует богатый арсенал биодинамических специфических средств.

Он включает создание продуктивной и сбалансированной почвы и применение хорошо подготовленных удобрений (об этом пойдёт речь в дальнейшем).

Использование растений-спутников, смешанные посадки и чередование культур, входят в число методов биодинамической практики так же, как защита сада от иссушающего или просто сильного ветра с помощью посадок деревьев и кустарников.

Многие растения лучше развиваются, если место их произрастания частично замкнуто, так что испаряющаяся влага остаётся у поверхности почвы.

Для этой цели используют кустарники, живые изгороди, чередующиеся посадки высоких и низких растений.

Сбалансированное растение

Обычно, не самое большое и не самое продуктивное растение обеспечивает максимальную питательную ценность урожая, а, так называемое, сбалансированное растение.

Мы хотели бы объяснить это понятие.

Растение свободно растёт между небом и землёй. Почвенные факторы роста — вода и минеральные элементы — обеспечивают развитие его массы.

Солнечные факторы роста — свет и тепло — обусловливают окраску, приятный аромат, дают плодам зрелость.

Важно не переоценивать почвенные факторы и создавать лучшие условия и для проявления действия солнечных, космических факторов, от которых во многом зависит качество плодов.

Мы называем растение сбалансированным, если оно выращено при сбалансированном влиянии двух групп формирующих его сил — земных и космических.

Этот баланс не является постоянным, он всё время сдвигается, изменяется.

Так оно и должно быть, поскольку речь идёт о живом организме.

Основа — забота о почве

Действие факторов, о которых говорилось выше, зависит, кроме всего прочего, от ухода за почвой, что включает её механическую обработку и удобрение.

Цель такой работы — сформировать продуктивную почву.

Возделывание продуктивной почвы требует минимальных затрат труда, и, в то же время, такая почва даёт максимальную отдачу, при достаточном количестве влаги, солнечного света и удобрений.

Растения, растущие на продуктивной почве, меньше страдают от неблагоприятных погодных условий.

Продуктивная почва — это, прежде всего, «живая» почва.

Поэтому, в биодинамическом методе основная цель удобрения земли — сделать почву живой.

Живая почва снабжает растение всем необходимым, при условии, конечно, что органическое вещество возвращается в почву в виде удобрений.

Вместе с тем, оживление почвы охватывает широкий круг вопросов и не сводится к внесению органических удобрений.

Как сказал д-р Пфайффер в 1956 году, это значит, что мы «возвращаем почве сбалансированную систему функций.

Это требует от нас отношения к почве, не как к смеси химических, минеральных и органических агрегатов, но, как к живой системе.

Поэтому, мы и говорим о живой почве, включая в это понятие и жизнь микроорганизмов, и условия, при которых эта жизнь может полностью развиваться и сохраняться».

Таким образом, данный подход не следует смешивать ни с обычной концепцией химических удобрений, ни с обычной органической концепцией.

Развитие нового представления об удобрении

В первые годы, после появления химических удобрений, приблизительно 100 лет назад, эффективными считались только некоторые химические питательные элементы, преимущественно фосфор и калий.

Это представление родилось после того, как присутствие этих элементов было обнаружено в золе растений.

На этом основании возник вопрос: истощается ли почва, из которой растения извлекают фосфор и калий?

Внесение их в почву явно увеличивало урожай.

Скоро к первым двум элементам присоединился азот.

Соли, содержащие эти основные питательные элементы, стали, всё в больших количествах, вносить в почву.

В свете наших сегодняшних знаний это были весьма примитивные попытки воздействия на продуктивность сельскохозяйственных растений.

Постепенно список питательных элементов, необходимых растению, становился всё длиннее и длиннее.

Сегодня, в результате хорошо поставленных продолжительных исследований, в дополнение к первоначальным МРК (азот, фосфор, калий), применяют ряд других питательных элементов, включая микроэлементы.

(Следует напомнить, что уже в 1924 году д-р Штайнер, в своих лекциях по агрономии, указывал на значение для растений элементов, присутствующих в почве и воздухе в очень низких концентрациях.)

В связи с вышесказанным, мы хотели бы обратить внимание на следующее.

В начале эры химических удобрений было достаточно внести в почву только небольшое количество минеральных удобрений, поскольку почва и почвенные микроорганизмы обеспечивали остальное.

Мы знаем, что, для нормального питания растений, требуется не только наличие в почве всех питательных веществ, но и протекание в ней жизненных процессов, благодаря которым растения получают эти питательные вещества.

Существует достаточно экспериментальных доказательств простого утверждения, что нет такого химического способа, который мог бы создать в почве сбалансированный, соответствующий сезонам запас питательных элементов, необходимых для растущего растения.

Тот факт, что какое-то время можно получать удовлетворительные результаты, за счёт только неорганических удобрений, отнюдь не доказывает обратного.

Регуляция функций почвы и почвенной жизни, в этом случае, не прекращается сразу же после внесения минеральных удобрений: она исчезает постепенно, в течение длительного периода.

Органические удобрения содержат все необходимые для растения питательные элементы, поскольку они образовались из живой материи.

Хотя, они могут быть не сбалансированы, в том или ином отношении, они всегда содержат определённый комплекс нужных веществ.

Органические удобрения обеспечивают питанием также «растущую и ползающую» жизнь в почве: бактерии, грибы, дождевых червей и мириады других организмов, которые, переваривая органические вещества, снабжают почву стабильным гумусом, формируют почвенную структуру и противодействуют бактериальным и грибным болезням и даже некоторым вредителям.

В этих жизненных процессах образуются также доступные для растений питательные вещества. Таким образом, именно живая почва кормит растения.

Поскольку биодинамический метод предусматривает специфическое использование органических удобрений, он, в некоторых существенных аспектах, отличается от традиционной органической концепции.

Даже обычная садовая почва, сколь богатой бы она ни была, обычно содержит не более 4-5% органического вещества.

В почве должен существовать баланс между неорганическими минералами, песком, глиной, известью и другими элементами, оказывающими влияние на рост растений.

Лёгкие почвы требуют значительного улучшения, путём внесения в компост относительно небольших количеств размолотой вулканической породы и глины.

Если существует дисбаланс или дефицит питания в почве, он должен быть исправлен, с тем чтобы почвенные организмы могли эффективно делать своё дело.

Не всякое органическое вещество может быть хорошим удобрением.

Несбалансированный рост, разросшиеся или водянистые ткани — это следствие плохо приготовленных органических удобрений и несбалансированного питания.

Грубое органическое вещество стабилизируется, в процессе компостирования.

Поэтому, компостная куча, в которую идут все сорняки, мусор, кухонные отходы и другие доступные органические материалы, является неотъемлемой частью биодинамического сада.

Мириады низших животных, включая, конечно, дождевых червей, обитают в компостной куче.

Благодаря их жизнедеятельности происходит быстрое превращение грубых органических веществ в стабильное соединение тёмного цвета.

Существуют разновидности специальных компостов.

Богатые и спелые компосты добавляют в почву питание, улучшают её структуру, исправляют кислотность и т.д.

Специальные компосты из листьев, из торфа или хвои могут использоваться для выращивания растений, предпочитающих более кислую реакцию.

Сорняки и травы обогащают компост минеральными элементами и быстрорегулирующими факторами.