Читайте также
Купить квартиру в Красногорске
Халаты с именной вышивкой

Береза в мебельном деле России

(2)

берёза мебель

Заложенные Воронихиным традиции отделки мебели были подхвачены и развиты К.И.Росси, который особенно плодотворно работал со светлым деревом. Непревзойденный мастер ампирного парадного интерьера, названный одним из современников «первым по вкусу и таланту», Росси предпочитал в отделке дворцовых залов сочетание позолоты с белым, а также сочетания золотисто-желтых, сиреневых и голубых цветов, придающих его творениям особую холодноватую торжественность и строгую изысканность. Отсюда его любовь к светлым породам древесины в отделке интерьеров и особое пристрастие к использованию карельской и волнистой березы в отделке мебели. Как и Воронихин, большое значение Росси придавал вышитой полихромной обивке мебели. Он сам разрабатывал мотивы орнаментов и колористическое решение вышивок, наиболее выгодно сочетающихся с цветом и текстурой натурального дерева.

Чтобы подчеркнуть красоту текстуры дерева и формы предметов, Росси часто вводил отделку в виде узких полосок черного дерева. Дворцовая мебель украшалась тонко прочеканенными бронзовыми накладками в виде масок, пальметт, розеток или небольших рельефов на мифологические темы. На мебели, предназначенной для жилых покоев, бронза заменялась накладной золоченой резьбой. Иногда бронзовые украшения заменяли мастичными, позолоченными под бронзу. Скульптурные элементы в мебели чаще всего окрашивались под патинированную бронзу или зачернялись. Однако нередко встречалась мебель, украшенная резными скульптурными элементами из массива березы. Примечательно, что, в зависимости от материала, характер резьбы на мебели был различным. Он достигал необычайной тонкости в работах из красного дерева и липы. В изделиях же из карельской березы, отличающейся от красного дерева пестротой текстуры и неоднородностью тона, резьба всегда выглядела крупнее, несколько обобщеннее. Позолота в резьбе на карельской березе встречается значительно реже, чем на красном дереве.

В отличие от дворцовой обстановки, бытовая мебель для жилых комнат и вспомогательных помещений выполнялась из обычной или волнистой березы, без каких-либо украшений и отличалась более простыми, спокойными и удобными формами. Изготовленные домашними крепостными мастерами поместительные шкафы, комоды, диваны и кровати, столы и другая мебель своей непритязательной простотой хорошо увязывалась с обликом невысоких уютных комнат жилого этажа дома.

мебель берёза

В проектировании бытовой мебели, как и дворцовой, русские мастера добивались своих особых приемов и оригинальных решений. Так, к самобытным творческим находкам отечественных мастеров можно отнести кресла-корытца со сплошной красиво фанерованной красным деревом или березой спинкой, а также кресла и стулья с подковообразной спинкой, украшенные резной зачерненной пальметтой. К типично русским решениям относятся оригинальные кресла с легкой дугообразной спинкой, плавно переходящей в локотники. Опорой спинки служили скульптурные фигуры парных грифонов в геральдической позе, атлантов, вазоны с цветами. Совершенно особняком стоит корпусная мебель последней четверти XVIII — первого десятилетия XIX в., своеобразно повторяющая в своей композиции формы каменной архитектуры. Эта мебель (главным образом, столы разнообразного назначения), выполненная из березы, ясеня или чинары, украшалась зачерненными деталями, позолоченной по левкасу резьбой и инкрустированными черными полосами, имитирующими своим рисунком каменную кладку.

В 1820-е гг. в моду входит декоративная роспись по светлому дереву масляными красками. Об этом увлечении вспоминает Е.П.Янькова. По обыкновению того времени, она пригласила для своих дочерей двух рисовальных учителей, вскоре девушки переняли мастерство, расписали «прекрасные ширмы из чинарового дерева в восемь половинок: верхние филенки — большие букеты цветов, рисованные по дереву, а средние … разные купидоны и барельефные фигуры; тогда это было очень модно, казалось хорошо, и знатоки ценили дорого»(!). Не менее модными были и вышитые вставки на мебели — здесь продолжались традиции отделки предметов обстановки, заложенные еще Воронихиным и Росси. Вышивка крестом по канве, синелью и гладью часто украшала ширмы, дверцы книжных шкафчиков, вставлялась в столешницы столиков различного назначения, особенно нарядно она выглядела в мебели, фанерованной карельской березой.

Новый всплеск моды на отделку мебели березой приходится на рубеж XIX-XX вв. и первое десятилетие XX столетия. Это связано с новым направлением в архитектуре и искусстве оформления интерьеров — ретроспективизмом — возвратом к прошлому, идеализацией дворянского быта «золотого века». Видные петербургские архитекторы создают по своим рисункам целые ансамбли неоампирной обстановки, фанерованные карельской, волнистой березой и тополем. Неоклассицизм становится стилем самых престижных районов Петербурга. Именно в Петербурге создается основное большинство неоклассической обстановки. Кресла-корытца, овальные и круглые столы на одной центральной опоре, вместительные диваны с локотниками в виде лебедей и химер нередко настолько напоминают оригиналы (т.е. настоящие образцы ампирной мебели), что отличить их почти невозможно. Однако приемы отделки уже не те: выполненная машинным способом фанеровка слишком тонка, а инкрустация черным деревом нередко заменяется окраской. Позаимствованные из античности резные элементы отделки мебели (лебеди, грифоны, химеры) уже не привлекают особой пластичностью резьбы и наивностью трактовки, придававшей ампирной русской мебели неповторимый оттенок человечности и «рукотворности». Однако даже предметы обстановки в неоклассическом стиле (не говоря уже о подлинных ампирных образцах), выполненных из карельской и волнистой березы, в наше время являются объектами пристального интереса коллекционеров и любителей старины. Ведь они давно снискали славу истинных шедевров отечественного мебельного дела.


<-Предыдущая страница....Следующая страница->