Читайте также
Как настроить барометр
Онлайн казино "Флинт"

Деревянные лодки Карелии

лодка кижанка

Ежегодно на остров Кижи приезжают сотни туристов, чтобы понаблюдать за традиционной парусной регатой. Соревнования проводятся восьмой год подряд и в них принимают участие команды из разных городов России.
Основной и самой популярной в регате является гонка на старинных лодках-кижанках. Эти суда обладают весьма оригинальной конструкцией и отличными судоходными качествами.

Жители Кижского прихода славились как опытные лодочники. Секреты строительства кнжанок были известны многим, но заказы получали мастера, имевшие славу среди односельчан.

лодка кижанка

У местного населения, жившего по берегам крупных озер, сформировались особые типы судов — «кижанка» и «сойма», которые использовались для рыболовного промысла и перевозки грузов. Благодаря особенностям строения носовой части, они легко рассекали волны. Даже в ненастную погоду на кижанке, оснащенной парусами и рулем, можно было пересечь Онего-батюшку. Длина кижанки в среднем составляла 4-6 метров, соймы — 7-10 метров. Местные владельцы судов, в основном, занимались перевозкой грузов по Онежскому озеру, но нередко отправлялись с товарами и дальше по реке Свирь в Кронштадт и Петербург. На продажу вывозили масло, рыбу, скот, дичь, а в Зонежье везли муку, соль, крупу и колониальный товар. Ежегодный доход от торговли и перевозки грузов в конце XIX в. для Заонежских сойм составлял до 30 рублей, для кижанок — 10 — 15 рублей.
Строительство лодки-кижанки обычно проходило на сарае дома, где жил мастер. Здесь имелись все необходимые приспособления и инструменты, а также запас материалов и заготовок. Убранство домашней мастерской и процесс шитья лодки остаются неизменными по сей день.
К строительству приступали обычно ранней осенью или весной. В первую очередь в лесу искали основу для кокоры-штевня. Именно кокора придает кижанке ее неповторимый и запоминающийся силуэт. По манере обработки выступающего над линией борта корня можно было определить мастера -строителя. Начинали строительство с подготовки матики — киля будущей лодки, затем наращивали набои — доски обшивки, «сшивая» их медными гвоздями, укладывали опруги — шпангоуты.
Хороший мастер из заранее заготовленного материала мог построить лодку за две недели, а с опытным помощником — за несколько дней. В течение года мастер делал в среднем 15 лодок. С 30-х годов XX века кустарное производство перешло в государственные мастерские. В 40-60-e гг. Волкостровская судостроительная мастерская снабжала всю округу ботами, соймами, кижанками.

лодка кижанка